Как-то позвонил родственник из Москвы. Поговорили о том о сем. Когда речь зашла о серьезном, он сказал: «Но вы – провинциалы…» Да, говорю, провинциалы мы, живем в провинции, общаемся с провинциалами, мыслим провинциально. «А я?» – спрашивает он. «Ты, конечно же, нет, ты житель мегаполиса, мыслишь глобально». «То-то, скоро вот улечу в Британию. Буду там лекции читать…» Ну что ж, гуд бай, именитый земляк.
Я, к слову, совсем не огорчилась, скорее, наоборот. Живите себе в каменных джунглях, где человек человеку… никто. Можно не знать соседа в лицо, не здороваться с ним, можно за всю жизнь ни разу не услышать пения соловья, не увидеть цветочной поляны и вообще думать, что бублики растут на деревьях, поклоняться одному лишь богу – в виде Вашингтона на зелененькой купюре. Можно, конечно, на Багамы слетать, чтобы на природу посмотреть. Но разве можно сравнивать их пальмы с нашими родными белоствольными березами?!
Есть, конечно, более цивильные места в этом мире, чем наша столица. Скажем, тот же самый Старый Свет. Туда наши уезжают в поисках лучшего счастья. Действительно, лучшего там много. Но в обществе, где царит холодный расчет, со счастьем есть проблемы. Душевно не поговорить, о взаимовыручке и взаимопомощи вообще молчу. Вот и тянет обратно на родину.
А я в тот день вернулась из очередной командировки, приехала из села окрыленной, полной положительных эмоций и чувств. Была там неполный день, а встретила с десяток замечательных людей – открытых, искренних, по-настоящему любящих свою землю. В каждом доме встречали с накрытым столом. Такие они, сельские люди: последнее на стол выставят, лишь бы не нарушить закон гостеприимства. Поражают не только уют, чистота и порядок в домах, но и полная чистота мыслей, чувств. И в деревне есть разные люди, скажете вы. Но ведь и в семье не без урода.
Может быть, ритм жизни страны – в столице, но душа России – в деревне. С ее правильными нравственными устоями, жизненными ценностями, чистотой и силой духа.