-6 °С
Облачно
Подписаться на Я.Новости
Все новости
Культура
1 Апреля 2020, 13:14

«Напра… За мной, барышни…»

Полвека назад советские зрители увидели «Белое солнце пустыни»

Великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева многие именуют еще и пророком. Вместе с тем, именно ему принадлежат строчки «Нам не дано предугадать,/Как слово наше отзовется».
Думается, они идеально подходят для фильма «Белое солнце пустыни», его создателей, да и всех сопричастных, включая и людей, которые эту картину не хотели выпускать в прокат. Однако в прокат она все-таки вышла. Причем «добро» дал не кто-нибудь, а сам непосредственно «дорогой наш Леонид Ильич». Генсек партии, как известно, был бо-о-ольшим киноманом. К числу его любимых жанров относились вестерны, ну или что-то в этом роде.
Хотя, конечно, «Белое солнце пустыни» к вестернам отнести сложно: не влазит картина – кладезь крылатых цитат – Владимира Мотыля в это прокрустово ложе ну никак!
Впрочем, вышел он в прокат как фильм второй категории – т. е. не в числе топ-фильмов. Что не помешало ему стать вторым в советском прокате (после «Освобождения» Юрия Озерова) за 1970 год.
Конечно, ко всему прочему сказалась и отличная подборка актеров – чего стоит роль таможенника, исполненная Павлом Луспекаевым, который своей харизмой едва не перетянул одеяло главного героя фильма у Анатолия Кузнецова на себя. Хотя нашлось там место и непрофессионалам. К примеру, «Петруха» Николай Годовиков был… слесарем по основному роду занятий. Были и другие непрофессионалы, включая даже… криминальных авторитетов.
Еще один примечательный факт – «Белое солнце пустыни» является фильмом-талисманом для космонавтов. Дело было так. Летом 1971 года при посадке погиб экипаж корабля «Союз-11» – не стало сразу трех советских космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Руководством страны было решено уменьшить экипаж следующего рейса до двух человек. Перед отправкой в космос пилоты Василий Лазарев и Олег Макаров посмотрели кинокартину. Уже по возвращении космонавты заявили, что чувствовали, будто их экипаж укомплектован полностью: третьим был… «красноармеец Сухов». Не нарушает традицию просмотра фильма-юбиляра и поколение нынешних космонавтов.
Читайте нас: