4 июня – День машиниста крана
«С одной стороны, техника, механика – дело мужское. С другой стороны, для них работа крановщика – слишком легко. Да и нервов не хватает. Так что, я считаю, что эта работа женская», – с улыбкой делится своими мыслями с нами Зинаида Голикова.
Этот тезис, в общем-то, подтверждается и на практике. Рука об руку с З. Голиковой трудится и ее родная сестра Зульфия Белобородова.
Вообще-то, Зинаида Рахимьяновна должна уже быть на заслуженном отдыхе (есть у крановщиков, кстати, своя выслуга), нянчить внучек, а их у двух сыновей Владислава и Павла четверо. Собственно, она и вышла на пенсию, и даже три года там оставалась. Пока не позвонили с прежнего места работы – из ПМС-215.
Как признается наша героиня, на пенсии ей не понравилось. Не то, что на работе: «утром встаешь, идешь, нежиться не приходится». А по делу своей жизни, да и по коллегам, за время недолгого «простоя» она успела соскучиться преизрядно.
...Когда Зинаида впервые увидела башенный кран, была по-хорошему поражена. Девочкой-подростком решила: пойду в крановщицы. В итоге отучилась три года уже в Казахской АССР. Там же долгое время и работала.
– Полезла я, значит, в первый раз на этот кран, – со смехом вспоминает Зинаида Рахимьяновна. – Оказалось, проскочила. Пока поднималась, ни вниз, ни вверх старалась не смотреть. А в кабине крановщик сидит, смеется надо мною…
Вообще говоря, ремесло крановщика – не такое уж простое, как может подуматься кому-то. И связано с риском, причем с риском для жизни. По словам З. Голиковой, и в ее трудовой биографии (что, пожалуй, неизбежно) «всякое бывало: и ветром носило, и вагончик давили, к счастью, без жертв».
Да и без ветра крановщику, что называется, «весело»:
– Бывает, так устаешь, что когда заканчиваешь работать, слезаешь, аж слезы идут – наконец-то! А ноги не чувствуют, идешь, как по подушке.
Толк в труде Зинаида Рахимьяновна знает – в передовиках была, работала по несколько смен, днем и ночью. Кстати, много интересного невольно узнавала. Была она и депутатом городского совета.
Летом у нее с мужем Александром Петровичем особенная дата – сорок лет со дня свадьбы. «Собираться издалека» дружной семье не придется – младший сын с семьей живет с ними под одной крышей, а старший… в доме напротив!