«…То академик, то герой,/То мореплаватель, то плотник,/Он всеобъемлющей душой/На троне вечный был работник…» Это одна из немалочисленных характеристик, которую дал Пушкин Петру Великому.
Эпоха Петра известна своими колоссальными новшествами едва ли не во всех сферах. В полной мере это относится и к переписи. Хотя начал он вполне традиционно – подворной переписью 1710 года. Однако уже скоро были выявлены существенные неточности – сказывались малограмотность тогдашних переписчиков, а также их коррумпированность (говоря по-современному, «Я тебе на лапу, а ты уж мой двор в реестр не вноси, не губи, отец родной!»). Некоторые дворы объединялись и записывались как один двор, были пропущены целые населенные пункты, а другие наоборот – продублированы и т. д.
Важно понимать контекст эпохи – Петр был царь-реформатор и царь-полководец. И война, и реформы (включая создание флота и промышленности) требуют больших усилий и финансовых вливаний. Петру нужно было точно и четко знать, что у него в стране творится – война с могучей тогда Швецией ведь была в разгаре.
Тогда впервые в истории России считать начали не по дворам, а по «душам»: «Во дворе священник Козма Федоров сын (40), у него отец Федор (76), мать Маремьяна (60), у священника жена Прасковья (37), детей Федор (12), Григорей (10), Андрей (7), Яков (5), дочь Елена (1), у него ж брат Алексей Федоров (48), у него жена Евфимья (40), сын Иван (13), дочь Марья (10)»*.
Тогда это получило название подушной переписи. «Душой» (т. е. тот, с кого взималась подать) был представитель мужского пола. Подобный подход к подсчету сохранился аж до середины девятнадцатого столетия.
Кстати, до многих народов Российской Империи тогдашние переписчики не дошли. В их числе башкиры, татары и пр. До наших краев да широт подушная перепись дошла к середине рассматриваемого столетия. Об этом и не только мы поговорим в следующий раз.
* Знаки препинания мы проставили сами – в эпоху Петра еще не использовались скобки, кавычки, многоточие…