Все новости
Общество
4 Марта 2020, 13:40

Недетская судьба детей военных лет

Трудовая биография детей военного и довоенного времени начиналась с 10-12 лет...

Трудовой стаж Назира Салихова равен 46 годам. Посчитали, что работать официально он начал с 14 лет… В действительности же трудовая биография детей военного и довоенного времени начиналась намного раньше. Вначале помогали колхозу в самую горячую пору, подрастая, впрягались по полной. Война диктовала свои условия: старшие отправлялись воевать, их место на трудовом посту занимали младшие.
Когда только учились? А ведь и школьное образование успевали получить, и специалистами становились. В войну все сельское хозяйство держалось на детях, на женщинах. Да на редких представителях мужского пола, которые по разным причинам на войну не пошли.
А в колхозе только одна бригада обрабатывала 500 гектаров, где выращивали рожь, пшеницу, овес, гречиху. Единственной тяговой силой тогда были лошади, а управляли ими мальчишки. У каждого была своя, у нашего героя, например, ее звали Шомакай. На лошадях же возили обозом зерно в «Заготзерно», картофель на крахмальный завод, подвозили с полей солому к фермам, сено с лугов. Кстати, мальчишки еще и сено косили. Дневная норма составляла сорок соток.
Подготовка «сельхозтехники» тоже входила в обязанности мальчишек. Лемеха драили кирпичом, отмывали водой. Подгоняли сбрую. Перед началом полевых работ проходили «техосмотр», выстроившись в ряд перед строгим колхозным руководством. Жали серпом, лобогрейкой и жнейкой. Снопы свозились на подготовленную площадку посреди поля, и приступали к молотьбе. Крутили барабан лошади, а водили их кругами мальчишки. Для шустрых ребятишек эта работа была самой нелюбимой: нудная, изнуряющая. Зерно перевозили в амбары-склады все те же мальчишки на своих верных животинках. Солома оставалась на поле до зимы. Скирды заносило снегом под самую макушку, откапывать, грузить в лютые морозы было чистое мучение. Но кормить коров-то надо.
Расстояние от деревни Верхний Чат до районного центра 45 километров. Мальчишки-обозники выезжали рано поутру. Каждый ведет по два воза строго отвешенного (три центнера) зерна. В основном, вышагивали рядом с возом, изредка присаживаясь на край телеги. К вечеру добирались до реки Каймашинки. Здесь поили лошадей, стреножили и пускали пастись под строгим контролем. Давали им немного овса из выделенного скупого пайка. Сушили лапти, перекусывали. Кушать-то было особо нечего: молоко в пол-литровой бутылке, хлеб из муки вперемежку с лебедой. «Вкусный он был», - вспоминает Назир Салихов.
В дальнейший путь отправлялись аж в три утра, чтобы успеть пораньше занять очередь в «Заготзерно». Разгружали сами. Рожь совками скидывали в подвал, а мешки с овсом или гречихой закидывали на плечи, поднимались по шатким лесенкам на верхние этажи и там высыпали.
Поздней осенью, в самую слякотную пору, обозы снаряжались на крахмальный завод, расположенный под Кокушкиной горой. Путь пролегал по территории Староваряшского, Орловского, Ижболдинского сельсоветов. В Ижболдино у Салиховых близкая родственница жила, у нее ночевали. Сушили насквозь промокшие лапти, одежду. Следующую ночь проводили в теплушке крахмального завода. 2019 год – для Назира Салиховича юбилейный. Ему исполнилось 90 лет. Когда на торжественном мероприятии по случаю Дня сельскохозяйственного работника ему вручили медаль «100 лет образования Республики Башкортостан», он принял ее как заслуженную награду. И не столько за свой вклад в развитие сельского хозяйства района - для него это знак признания стойкости мальчишек военного времени, их трудового подвига.
Ширин Ефремова, общественный корреспондент.
Читайте нас: