Мой отец Фахразетдин Мухаметшинович Мухаметшин (на фото второй справа в верхнем ряду) родился 30 октября 1908 года в деревне Асавдыбаш. В октябре 1930 года был призван в ряды Советской армии, служил в погранвойсках, охранял туркменскую границу. В столкновениях с басмачами получил боевое крещение. В октябре 1932 года был уволен в запас.
После армии поступил на службу в милицию поселка Янаул. В 1935 году его направляют на курсы по подготовке председателей колхозов. С 1935-го по август 1941 года работает председателем колхоза «Парижская коммуна».
Еще до службы в армии женился на Масуре Кашаповне. В 1933 году у супругов появился на свет первенец Фарит, а после – дочери Фина и Залия. 1 августа 1941 года отец был призван на фронт. Через девять дней после этого в их семье появился на свет сын Закиф.
Уже 15 сентября отец вступил в первый бой под городом Орел. После тяжелых боев 30 октября наши войска оставили город.
– Согласно приказу, наша дивизия должна окружить и освободить Орел. Задача заключалась в том, чтобы незамеченными пройти в тыл врага и атаковать его. Вооружение было очень плохое: сабля, одна винтовка и четыре патрона на четверых. Когда до наступления оставалось полчаса, немцы открыли артиллерийский огонь по нашим позициям. Мы попали в окружение. Раненых солдат немцы расстреливали на месте, оставшихся в живых брали в плен», – рассказывал отец.
Всех пленных собрали в поселке Черно, где неделю держали в подвале, давали только воду. Потом всех погнали на работы в лес. Отец смог сбежать, дошел до своих. Штаб командного пункта 148-й пехотной дивизии остался в окружении, туда и пришел отец. После того как он рассказал, что сбежал из плена, командир дивизии дал ему особый приказ – «Спасти знамя полка». Его завязали под гимнастерку. Когда стемнело, с боем вышли из окружения, в живых осталось около тридцати человек.
Позднее из солдат, вышедших из окружения и сбежавших из плена, вновь сформировали 148-ю пехотную дивизию. Командиром назначили полковника Алексея Зорина, который вместе с бойцами прорывался из окружения. Он оставил отца в штабе дивизии своим помощником. Как вспоминает папа, в штабе несколько раз видел воочию маршалов Г. К. Жукова и И. С. Конева.
С тяжелыми боями освободили Орел, Чернигов, взяли в плен много сил противника. За боевые успехи дивизии было присвоено звание «Черниговская Краснознаменная дивизия». Комиссара А. Зорина наградили орденом Кутузова, а отца – медалью «За боевые заслуги».
Воевали, освобождали Родину. Но случилась большая несправедливость... В 1944 году командиром дивизии был назначен т. Волков. По его приказу началась «чистка» в рядах красноармейцев. Отца за то, что был в плену, разжаловали в рядовые и отправили в штрафбат... Бои были страшные. 30 марта 1944 года отец получил ранение в ногу и сквозное ранение в грудь. Провел в госпитале шесть месяцев. По состоянию здоровья был направлен на завод по изготовлению снарядов. Когда был издан приказ комиссовать инвалидов, отец написал отказ и снова пошел воевать. Принимал участие в освобождении Киева, Львова, Тернополя, Кракова. Через Польшу дошел до Германии, форсировал реку Одер.
8 мая 1945 года был вторично ранен в ногу при взятии города Ротенберг, до Берлина оставалось 150 километров. Отец снова оказался в госпитале.
В октябре 1945 года вернулся домой. Продолжил работать председателем колхоза «Парижская коммуна». Во время уборки урожая он около родника близ деревни Асавдыбаш развернул полевую кухню, где готовили «кашу» из пшеницы и ржи. Этим кормили колхозников и детей. Как вы знаете, из-за горстки зерна в то время могли посадить на несколько лет. А завистников у отца хватало, писали на него доносы, неоднократно приходили к нам с обысками. В 1951 году его сняли с должности. После он работал в родном колхозе заместителем председателя, был председателем ревизионной комиссии, мастером по строительству дороги Янаул – Верхний Чат.
Вместе с мамой прожили 60 лет, воспитали семерых детей (после войны родились еще трое детей – сын Фирдавис, дочери Назима и Разина), дали им достойное воспитание и образование. Умер отец 5 марта 1988 года.
Несколько раз его просили написать прошение о восстановлении в звании, вернуть награды, но отец говорил: «Самая большая для меня награда – это то, что остался живым и вернулся домой. А выжить мне помогла служба в армии до войны и в милиции»…
На долю моего отца выпало много бед, но мы гордимся тем, что он смог остаться человеком и прожить достойную жизнь.
Разина Фатыхова, г. Благовещенск.