+1 °С
Облачно
Подписаться на Я.Новости
Все новости
Атайсал
22 Апреля 2022, 20:45

Меценат и благотворитель Ахуньян Хатмуллин

Меценат и благотворитель Ахуньян Хатмуллин
Меценат и благотворитель Ахуньян Хатмуллин

Для малой родины он успел сделать многое

Добрые поступки, добрые дела. Чем же их измерить? Не сухими цифрами – это точно.

Задумалась об этом, собираясь рассказать о нашем земляке Ахуньяне Хатмуллине (1960–2020), с которым я, к сожалению, при жизни не имела чести быть знакомой. Встречи и общение с его близкими, односельчанами, множество фотографий, где запечатлены мгновения его яркой и насыщенной добрыми делами и поступками жизни, – все это помогло составить портрет человека разностороннего, искренне любившего свою малую родину. И знаете, о нем говорят не со скорбью, а с какой-то светлой грустью и благодарностью, пытаясь поведать как можно больше, боясь недосказать чего-то важного, что он каждому оставил в добрую память о себе.

 

«С этим хорошим человеком познакомился…»

Ахуньян вырос в семье, где всегда были в почете уважение друг к другу, к людям, вообще взаимовыручка и трудолюбие. Муксим Хатмуллович и Фазила Шабутдиновна сами были воплощением всех этих добродетелей. Причем помогали они не только родственникам. Всем детям они сумели дать хорошее воспитание и образование. Габида и Лидия окончили БашГУ, Рафида, Рустам и Ахуньян – Уфимский нефтяной институт.

Надо заметить, Ахуньян с детства дружил со спортом, а потому после десятилетки совершил попытку поступить в Челябинский физкультурный институт. Совсем немного не хватило баллов. Год проработал в родном колхозе, затем был призван в армию. Как рассказывает друг детства и одноклассник Нафкать Шарипов, молодой человек сам попросился в ВДВ. Для достоверности показал всю свою прыть – отжался несколько десятков раз. И его взяли. Шла афганская война – молодого человека это не пугало. «Их в Фергане готовили для переброски в Афганистан, - рассказывает сестра Рафида. – Но не взяли». Отслужив в Николаеве, вернулся домой. Ну а затем, окончив подготовительные курсы, поступил в нефтяной институт.

«С этим хорошим человеком познакомился в 1981 году, - рассказывает близкий друг Мунир Абитаев. – Он на четыре года старше, но я не чувствовал этого. Учились вместе, жили в одной комнате. Был настолько уважительным к окружающим, если что, мог защитить от недоброжелателей. Выдержанный был, спокойный. Уверенный по жизни».

Ахуньян в студенческие годы продолжил заниматься легкой атлетикой, более того - стал спринтером «номер один» в институте. Его фотография всегда висела на Доске почета.

Забегая вперед скажем, что по прошествии нескольких лет Ахуньян поможет другу, который жил в Узбекистане, в связи с известными событиями перебраться в Башкирию и устроиться здесь на работу. Сегодня Мунир Абитаев – первый заместитель директора ООО «Нефтегазстрой». «Ахуньян помог очень многим. Говорил, мол, у человека ипотека, что детей поднимать надо. С его подачи немало ребят устроил на работу. Он не ошибался в людях, видел их насквозь», - рассказывает он. 

В 1986 году молодой человек в составе студенческого строительного отряда «Башкортостан» поехал на Чернобыль – с 30 июня по 15 июля работал на строительстве жилых домов для пострадавших в результате аварии на АЭС. По словам родных, впоследствии никогда не пользовался положенными льготами.

Яркая страница в его жизни – работа с 1986 по 1993 год на газопроводах Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Ямал, Уренгой – Петровск, где с мастера участка поднялся до руководящих должностей. Затем вернулся в Башкирию, открыл свое дело – ООО «Самотлор». В разные годы работал заместителем генерального директора в Стерлитамакском филиале  ООО «Железобетонный завод №1», директором – в Уфимском филиале.

 

Георгиевские ленточки. Стипендия. Мечеть

Не знаешь даже, с чего начать: список добрых дел и поступков Ахуньяна Хатмуллина настолько большой, что даже сложно выделить здесь что-либо самое важное.

Может, с того, как во второй половине девяностых привез в село стоматолога Ильгиза Нургалиева из Нефтекамска, который в течение недели, а может быть, и дольше лечил сельчанам зубы. Или вспомнить,  как на 9 Мая привозил георгиевские ленточки и раздавал их, как  подарил школе цветной телевизор, а ее ученикам платил стипендию: пяти девочкам и пятерым мальчикам. К слову, в этом был свой смысл. Хотел добавить стимула мальчикам – они ведь не такие старательные в учебе, как девочки, говорил он.

Совершенно удивительна и история от Мансафа Гафиева, учителя Старокудашевской школы, проработавшего здесь в 1994–2001 годы. «Я сам родом из Татышлинского района. С Ахуньяном Муксимовичем виделись всего раз, было это в 1996 году. До этого о нем приходилось слышать от тех, кто работал на севере, много хорошего, - вспоминает он. – Как-то разговор зашел о моей семье. Спросил, нет ли проблем. Тогда супруга училась заочно, но нечем было платить за учебу. Об этом и рассказал, не подозревая ни о чем. Буквально спустя два дня в школу от Ахуньяна Муксимовича привезли большую посылку - сорок бутылок (по 1,5 литра)  подсолнечного масла. Реализовав их, мы сумели закончить учебу».

В середине девяностых, когда страна переживала эпоху больших перемен и потрясений, когда большинство жителей испытывали нехватку средств на существование, Ахуньян Хатмуллин помогал многим, всего и не перечислишь.

Как рассказывает глава сельского поселения Ильгизар Шакирьянов, в честь 9 Мая делал подарки труженикам тыла, в одно время пенсионерам – это порядка 80 человек - привозил дрова. В 1994-м на кладбище построил домик. Совместно с местной властью организовывал субботники на погостах. А по окончании работ угощал пловом…

Когда жители соседнего Кумалака обратились с просьбой построить мечеть, с радостью помог. Так в 1996 году богоугодное заведение открыло свои двери.

«Мы очень благодарны Ахуньяну Муксимовичу, - говорит староста деревни Зухра Харисова, - Недавно сделали капитальный ремонт.  Мечеть работает».

Известно немало случаев, как он вызволял земляков из сложных жизненных ситуаций. Да, самым главным стимулом в его жизни была радость людей, которую он им доставлял.

 

Музей

Ахуньян Хатмуллин хорошо разбирался во всех сферах: политике, экономике,  истории, увлекался музыкой, поэзией, искусством, был лично знаком с учеными и артистами.

По словам супруги Гульсары Мухарлямовны, он долго вынашивал идею об открытии музея. Совместно с единомышленниками (в частности, с Ильшатом Гумаровым и др.) выполнил огромную работу по восстановлению истории населенных пунктов Старокудашевского сельского поселения. Поработали они почти во всех архивах республики. Побывали в музеях Уфы, в музеях Шаихзады Бабича в Дюртюлинском, Галимжана Ибрагимова в Аургазинском, Заки Валиди в Ишимбайском районах… Он бывал и в селе Кырлай, о котором писал Габдулла Тукай.

А расположилось учреждение в доме бая Ахматхафиза, построенного в двадцатые годы прошлого века. В годы так называемой новой экономической политики здесь размещалось кожевенное производство, после НЭПа здание долгие годы служило сельчанам магазином. А выкупил меценат постройку, когда она была выставлена на продажу.

Открылся музей десять лет назад - в мае 2012 года.

Удивляет богатство экспонатов. Здесь можно найти данные всех проведенных переписей населения, метрические книги за несколько столетий и т.д., много тематических альбомов. На одной из стен музея представлены шежере 11 родов. Впечатляет стенд с цветными фотопортретами сельчан, обыкновенных тружеников: механизаторов, животноводов, водителей, учителей и др. К слову, снимал всех сам Ахуньян Муксимович. Одна часть музея представлена в виде экспозиции старинного татарского быта, здесь уже экспонаты собраны со всей республики. Многие старинные вещи воспроизведены руками мастеров, проживающих в разных районах Башкортостана.

К слову, такой момент, как расходы на электричество, оплачены на десятилетия вперед. Какой будет судьба музея теперь – после ухода из жизни его учредителя? Вопрос пока открытый. Возможно, появится еще кто-то, кому так близка история малой родины.

 

Из рода Ишти

«Ахуньян хорошо знал историю своего рода Ишти, очень гордился своими корнями», - говорит Гульсара Мухарлямовна. Она сама родом из Баймакского района. Поженились в студенческие годы. В семье всегда царило взаимопонимание и взаимоуважение. Воспитание детей было основано на уважении языка, культуры, добрых традиций и обычаев обоих народов - татар и башкир. 

Сыновья Салават и Алмаз пошли по стопам отца, окончили нефтяные вузы. Сегодня успешно трудятся в этой же сфере. К слову, умеют разговаривать как на языке отца, так и матери.

Хатмуллины много путешествовали, больше им нравился активный отдых – вместе с друзьями сплавлялись по горным рекам. Ахуньян Муксимович любил приглашать друзей и родных также на концерты и спектакли.

Как-то они с другом Муниром Абитаевым поехали в Оренбургскую область к его родителям, которые, к слову, любили его, как родного сына. Узнав, что в километрах 40-50 находится деревня Юлтыево, названная в честь известного башкирского писателя Даута Юлтыя, Ахуньян настоял, чтобы съездить туда.

«Село заброшенное, а школа есть, - вспоминает Мунир Абитаев. - Заходим туда. Друг интересуется у директора, есть ли проблемы какие? Как только приехал обратно в Башкирию, в Юлтыево отправил учебники башкирского языка, тетради, другие учебные принадлежности. Вот такой он был: увидел и помог! Бескорыстный! Реальный меценат!»

Автор благодарит Ильшата Гумарова за содействие в подготовке материала.

Фото Рустама Сангова и из семейного архива Хатмуллиных

Меценат и благотворитель Ахуньян Хатмуллин
Меценат и благотворитель Ахуньян Хатмуллин
Автор:Раушания Гарифуллина
Читайте нас: