Представляете себе без преувеличения легендарный советский киношедевр тридцатых под названием «Азин», где уму разуму, тактике да хитростям житейским тех же Петьку с Анкой-пулеметчицей обучал Владимир Мартинович? Сложновато, особенно, признаемся, с отчеством-то таким.
Между тем, Владимир Мартинович Азин пожалуй что ни в чем не уступает Василию Ивановичу Чапаеву. Разве что, повторимся, звучностью ф. и. о. а так – оба не просто высококлассные военачальники своего времени, но и сами по себе рубаки знатные, оба – начдивы. а уж если говорить о сослуживцах, то человек, давший имя одной из главных (если не самой главной) улиц нашего города, и вовсе даст фору Чапаеву! Ведь у него, у Азина, был свой… Василий Иванович.
Чуйков
Будущий дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков в смутные годы Гражданской войны был по возрасту совсем еще юнцом – сам он 1900 года рождения, так что сосчитать вовсе и не трудно. Впрочем, в те годы все они были молодые да ранние. Тот же Азин – 1895 года (по одной из версий. Но об этом – ниже).
Получается, будущий командующий легендарной 62-й армией, которая обессмертила себя в веках в ходе битвы за Сталинград, «курс молодого бойца» проходил под началом Азина, и при этом примерно в наших краях.
«Весна 1919 года вступила в свои права. От Сталинграда до Берлина. На Каме тронулся лед. Забурлили и мелкие речки. Несмотря на распутицу, колчаковцы бросали в бой все новые и новые силы. Части 28-й дивизии вели ожесточенные бои вдоль железной дороги Екатеринбург – Сарапул – Вятские Поляны. Начдив Азин, герой Гражданской войны, начдив 28-й дивизии Красной армии, неутомимо носился по бригадам и полкам. Если оборону 28-й дивизии противник прорвать не смог, то на других участках 2-й армии было неблагополучно. Начдив 7-й армии, офицер старой армии Романов, перешел на сторону врага...»
из воспоминаний маршала СССР Василия Чуйкова.
Повторим вслед за героем Сталинградской битвы (одного из ключевых событий всей Второй мировой войны и истории человечества!): части 28-й дивизии вели ожесточенные бои вдоль железной дороги Екатеринбург – Сарапул – Вятские Поляны. То есть, почти наверняка бывал Чуйков и в Янауле. Ну а то, что начдив Азин был в Янауле – факт непреложный, исторический, задокументированный, причем неоднократно.
И еще один интересный вывод. Железная дорога принесла вместе с прогрессом также и Гражданскую войну в наш Янаул.
Как воскликнул бы при этом какой-нибудь древнегреческий мыслитель, «Диалектика!».
«Между Янаулом и Карманово»
Азинцы курсировали по этому весьма протяженному (более шестисот километров) маршруту отнюдь не на дрезинах.У них были свои бронепоезда. Да не абы какие! Один носил название «Бронепоезд № 1 «Свободная Россия». В электронной энциклопедии мы можем найти такое определение «Свободной России»: тактическая воинская единица в составе 2-й сводной (с ноября 1918 года) 28-й дивизии 2-й армии Восточного фронта в годы
Гражданской войны. То есть, не просто железнодорожная «тачанка», а тактическая воинская единица. Кстати сказать, бронепоезда, правда, совсем другого уровня и качества, и сегодня на вооружении российской армии. Все-таки железная дорога – величайшее изобретение человечества!
Название второго бронепоезда, возвращаясь к событиям вековой давности…
Впрочем, давайте вновь обратимся к современникам тех лет.
Из воспоминаний Е. С. Колчина, другого бравого сослуживца Азина:
«У Азина было два бронепоезда «Свободная Россия» и «Коммунар». Колчак теснил и отрезал броневикам путь на ст. Янаул и Карманово. Азин не растерялся, орудия и плиты забрал под огнем, площади взорвал и мне поручил сформировать новый бронепоезд»*.
И здесь получается, что судьба Родины во многом решалась где-то между… Янаулом и Карманово.
Два слова о кинематографе
…Глядя на различные фотографии тех лет, невольно понимаешь, сколь точен был Никита Сергеевич Михалков в передаче образов деятелей Гражданской войны в своем фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Определенно, этот фильм можно было бы снимать и в наших, янаульских геолокациях. Мог бы герой самого Михалкова атаман банды грызть яблоко**, идя по путям где-нибудь возле Рабака или, скажем, Карманово, где в те годы никакого водохранилища и в помине не было!
А как бы повернулась сюжетная линия, если бы в действие был введен хотя бы один бронепоезд! Э-э-эх!!!
Но размышления в сторону. Обратимся же к фигуре самого Азина, благо личность эта и впрямь незаурядная. А еще и не до конца проясненная (что, быть может, не так уж и плохо на самом деле).
Наш постоянный соавтор краевед из Камбарки Разиф Мирзаянов прислал нам распечатку из газеты «Удмуртская правда». Там аж на трех газетных полосах был напечатан материал «Владимир Азин. В поисках героя».
Автор, Евгений Ренёв, кандидат исторических наук, задается вопросом о том, кем же был в действительности Владимир Азин, и приводит несколько версий как происхождения, так и последних дней нашего сегодняшнего героя (так или иначе, трагически погиб он в феврале 1920-го). Далеко не со всеми выводами и пассажами уважаемого автора можно согласиться (да это и не требуется), но над одной из мыслей можно и подумать. Примечательно, что приводится она в самом начале пространного повествования (мы уложимся в три раза короче): «Ижевско-Воткинское антибольшевистское восстание – пожалуй, самое знаменитое событие в истории Удмуртии». Впору нечто подобное примерить и к нашим краям. Хотя бы в порядке творческого эксперимента.
Азин
…По самой, скажем так, «канонической» и общепринятой биографии Владимир Азин латышского происхождения. Собственно, тут можно вспомнить знаменитых латышских стрелков – составной части русской армии, после Октябрьской революции примкнувшей к большевикам. Собственно, они сами и были активными участниками этого эпохального события. Так что эта версия не выглядит нелогичной.
Меж тем разнятся и оценки личности Азина. Понятное дело, все зависит от самих источников. Кто-то характеризует его как «красного зверя». Есть и другие воспоминания, прямо полярного толка. Впрочем, он мог быть (и, судя по всему, был) «красным зверем» для врага и участливым человеком по отношению к своим, скажем, симпотизантам из числа простого народа.
В конце концов, гражданская война – это едва ли не худшая из разновидностей войн. В плен тут брать, увы, ну никак не получится – твоим пленникам все равно уходить некуда, это такой же дом для красного, как и для белого.
«Ложился он отдыхать, не снимая нагана…»
Приведем же воспоминание жительницы поселка Янаул Макиры Нургудиной, которое было записано примерно в середине шестидесятых:
«Квартира Азина находилась у Нургудиной М. Вот ее рассказ: домой он приходил только вечерами, очень быстрый, пылкий, вместе с этим он не знал ни усталости, ни отдыха. Ночами он работал над большой бумагой. Ложился отдыхать, не снимая нагана и других вооружений.
Он был очень заботливым, человечным. Я часто думала, что среди латышей есть такие люди, которые хорошо относятся к башкирам. Он помогал обиженным сиротам. Он презирал таких людей, которые шли против Красной армии. На улице он был неспокойным, шел быстрыми шагами, все время куда-то торопился».
Как знать, наверняка быстрыми своими шагами хаживал молодой начдив и по тем местам, которые впоследствии превратились в улицу его имени. В конце концов, это не так уж далеко от его штаба (который располагался на месте бывшего интерната нынешней школы имени Радика Гареева). Может, хаживал, а может и езживал. В воспоминании Макиры Нургудиной как будто угадывается тот же самый образ Азина – беспощадного (до актов децимации***) в отношении врагов революции и великодушного по отношению к простому люду. Весьма романтичный образ.
И есть тому вот еще какое документальное подтверждение (приводится в упомянутой выше статье Е. Ренёва):
«Разговор тов. Азина с командиром латышской роты 10.10.1918 г. 17 ч. 30 м.
Ком. роты:
– По окрестным деревням являются белые агитаторы, но крестьянам приказал таковых задерживать под угрозой сожжения деревни... Тов. Азин,я надеюсь, что латыши, немцы, мадьяре исполняли ваши распоряжения, надеюсь, все будет исполнено <…> Итак, мы уезжаем, и все ваши приказания будут исполняться с двойной энергией. Я сам дрался с белыми бандитами.
Азин:
– Надеюсь на вас как на защитника прав трудящихся. Жму руку»
Как видим, товарищ Азин был личностью весьма идеологически мыслящей. Формулировка «Надеюсь на вас как на защитника прав трудящихся» – яркое тому свидетельство. Впрочем, в событиях почти столетней давности идеология по-настоящему играла первую скрипку. Посмотрите да хотя бы тот же самый михалковский «Свой среди чужих…», который, как мы теперь понимаем, по какому-то недоразумению не снимался где-то на севере Башкирской АССР…
Вместо заключения
Ну а в заключение же приведем цитату Василия Чуйкова, которую он произнес в ходе телевизионного общения с пионерами (был такой в советское время жанр, который, право слово, не грех бы и возродить) в 1977 году:
«Человек, перед которым я преклонялся, любил и люблю, хотел всеми силами подражать ему, это был командир дивизии товарищ Азин Владимир Мартынович. Он сам латыш, из солдат, сапер, но по своей ухватке, преданности, геройству мы все старались ему подражать».
Комментарии, как говорится, неуместны.