“Взвод лейтенанта Долгих одним из первых ворвался в Харьков, и сержант Файзуллин водрузил первый красный флаг на крыше одноэтажного домика под номером 152 по Верхне-Гиевской улице”, - это строки из книги “В боях за Харьковщину”, где говорится о нашем земляке, о подвиге которого в свое время, да и после войны очень много писали и говорили. Есть и фото, запечатлевшее тот самый исторический момент 23 августа 1943 года. Хранится снимок в нашем музее Боевой и Трудовой славы. Его директор Данис Рамазанов считает, что подрастающее поколение должно знать о подвиге своих дедов-прадедов.
“Немцы жгли и взрывали город, - потом вспоминал Гарафи Файзуллин. – Перед нами лежал полыхающий в огне пожарищ город. Район Холодной горы, где мы находились, представлял самый укрепленный рубеж, здесь каждый дом был превращен в дот (долговременная огневая точка – прим. ред.)”.
Он получил боевое задание с товарищами первым войти на окраину Харькова. Девять отважных разведчиков, ведя огонь, медленно двигались вперед… Стремительным движением Гарафи взобрался на крышу дома. То справа, то слева свистят пули. Отважный гвардии сержант, наш земляк устанавливает флаг над Харьковом, на улицах которого еще сопротивляются немцы...
Было тогда Гарафи двадцать лет. Впоследствии он был признан почетным гражданином Харькова.
Далее Гарафи Файзуллин принимал участие в освобождении Польши, Чехословакии, Венгрии, дошел до Берлина. Дважды был тяжело ранен, в последний раз - в конце апреля 1945 года. Награжден орденами “Отечественная война I и II степени”, “Красная Звезда” и медалями. С войны вернулся в 1946 году в звании гвардии старшего лейтенанта.
Гарафи Файзулловича часто приглашали на торжества, проводимые в связи с датой освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, предлагали даже квартиру. Но, по словам детей воина, отец не хотел уезжать с малой родины. Он, уроженец Старого Варяша, обосновался в Верхней Барабановке. Учительствовал, работал председателем колхоза им. Мичурина, председателем Рабакского сельсовета, инспектором Янаульского РОНО.
Все эти годы воин переписывался с юными харьковчанами. Сохранились письма, написанные детским почерком, а также руководителями патриотических клубов. “Были ли вы ранены? Какие у вас боевые награды? Знаете ли что-нибудь о судьбе ваших товарищей по битве?” – обращались к воину с такими и другими вопросами. Все эти пожелтевшие от времени письма, вырезки газет, а также ордена и медали хранятся в семьях дочери Галины и сына Юрия, что живут в Верхней Барабановке по улице, носящей имя их отца. Подвигом деда и прадеда гордятся теперь их дети