У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, которая опалила огнем годы жизни «неоперевшихся» мальчишек и девчонок. Не в срок повзрослевшие, не по годам стойкие, они противостояли совсем недетским бедам и печалям.
У одних родители погибли на фронте, другие остались в одиночестве из-за высокой смертности в тылу, многие были разлучены с семьями в результате эвакуации из прифронтовых регионов. В результате количество детских домов в СССР к 1945 году выросло до 6 тыс. К началу войны в стране их насчитывалось 2,6 тыс. учреждений.
В январе 1942 года Совнарком СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Оно предусматривало создание специальных учреждений для помощи сиротам и детям, оставшимся без родительского надзора. Это считалось важнейшей государственной задачей, от которой зависело будущее страны.
В годы войны на территории района было открыто три детских дома: Бадряшевский, Максимовский и Янаульский. Первый из них распахнул свои двери в феврале 1944 года. В марте он принял 30 воспитанников, к маю их количество составило 150 человек. Разместили детей в трех зданиях: бывшей мечети, сельсовета и школы, а столовую организовали в домах сельчан. Директором детского дома была назначена Анна Проценко, но возложенные надежды не оправдала. В июне того же года детский дом возглавил бывший директор Месягутовской школы Лябиб Сатиков, который сделала все возможное и даже невозможное, чтобы дети воспитывались в соответствующих условиях, нормально питались и обучались. Обновился коллектив учреждения, пришли новые воспитатели Анна Чубукова, Роза Абубакирова, Сабира Низамова, Фатима Саяпова, Халиса Сатикова, Хафаса Мусина, Хабиба Раимова, Газиза Амирова и ее дочь Ира. За здоровьем детей следили медсестра Асма Нигамаева и фельдшер Рахим Хайдаршин.
Особенно тяжелыми для детского дома были 1944-45 годы. Не было постельного белья, дети спали на голом полу, укрываясь тряпьем. Не хватало одежды. Детский сад посетил председатель Совнаркома БАССР, увидев бедственное положение детей, вызвал директора в Уфу, а сам распорядился выделить Бадряшевскому детдому одежду, обувь, постельное белье, кровати. Директор Сатиков ездил в Уфу на лошадях, на это у него ушло две недели времени – с 14 по 30 января 1945 г. В «Детснабе» он получил 3600 м специальной ткани, из которой были сшиты стяжные телогрейки.
После войны вернувшиеся фронтовики стали забирать своих детей. В августе 1945 года 35 воспитанников-дошкольников были переведены в Максимовский детский дом. А в Бадряшевский детдом прибыли с детприемников республики прибыли 22 воспитанника, которые отличались не лучшим поведением. Среди детей начались драки, даже ноножовщина, были кражи. Педколлективу стоило больших трудов, чтобы привести в норму поведение подростков.
После войны жизнь стала налаживаться. Под руководством Гилема Гаптрахимова девочки трудились в швейной мастерской, инструктор по труду Хасанов обучал мальчиков столярному и слесарному делу. Выпускники детдома устраивались в учебные заведения. В ремесленное училище №9 Уфы поступили Асаф Ханнанов, Гумер Исхаков, Мукимов, Тима Зарипзянов, Ильгам Бойцов, Александр Борисов. В Казанский педтехникум была принята Фарида Имамова, в Уфимский кооперативный техникум – Таслима Зиякаева, Зоя Башкинова, в речное училище – Закир Шайхуллин, Расим Шарафутдинов, в медучилище – Роза Ханнанова, Роза Мусина, Флера Кабирова, Тауля Зиякаева, Неля Абдуллина, в педучилище – Марзия Гильмиева. Каждое лето студенты приезжали в детский дом на каникулы.
К концу 1952 года количество воспитанников детского дома сократилось до 75 человек. В конце года он был закрыт, детей распределили в разные учреждения. За девять лет через Бадряшевский детский дом прошло около 600 воспитанников.
Даже спустя многие годы директор школы и воспитатели получали трогательные фотографии и письма от бывших воспитанников. Многие из них начинаются такими словами: «Нашему дорогому директору», «Моей любимой воспитательнице», «Самому дорогому для меня человеку» и т.д. Они свидетельствуют о том, что обездоленные, лишенные родительской ласки дети нашли в детском доме не только приют, но и по-настоящему добрых, отзывчивых людей, которые стали для них родными. Все эти письма и фотографии сохранил Лябиб Сатиков. Он же записал воспоминания бывших сотрудников и оформил альбом о Бадряшевском детском доме, который хранится в районном историко-краеведческом музее.
Фото из краеведческого музея.