Шарифа Арсланова – сегодня самая пожилая жительница села Сандугач. Родилась она в 1932 году. Отцовской заботы и не успела почувствовать, известие о том, что красноармеец Гайнегаян Зарипов пропал без вести, пришло еще в сорок первом. Вскоре с фронта получили треугольник о гибели старшего брата - командира танкового экипажа Орхулгаяна Зарипова. Так с первых дней черной тенью прошлась война по семье, где на попечении матери остались четыре дочери и маленький сынишка. Было голодно и холодно. По воспоминаниям старожилов, зима сорок первого оставила горький след в памяти небывалыми морозами. Говорят, что птицы замерзали на лету.
В школу в такие дни Шарифа с братом Гакифом в школу не ходили – не было одежды и обуви. Лапти плели для себя сами, брюки и рубашки штопали и носили по переменке. Тем не менее, ей удалось окончить четыре класса Сандугачской школы.
Дальше учиться не дали – нужно было работать в колхозе. Зимой месяцами пропадали в лесу – заготавливали дрова. Трудились девочки наравне со взрослыми до кровавых мозолей, от зари до зари, по пояс в снегу, в промокшей одежде… Это был изнурительный труд. Приходилось вручную валить и разделывать лес, вывозить его на санках. Лапти быстро изнашивались, пары хватало примерно на неделю. За трудодень давали примерно ложку муки.
Тяжело приходилось и в разгар полевых сезонов: жали, косили, метали стога, обмолачивали и лопатили хлеб, пропалывали поля, сажали и убирали картофель… В колхозе день был очень длинным - во время посевной, страды и уборочной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером. Почти все работы выполнялись вручную, вся техника была на фронте. Лошадей практически не было, и в плуг впрягали быков и коров. Однажды в ведра насыпали килограммов 20 зерна, дали коромысло и Шарифу с подругой Назибой отправили в Заготзерно, который находился в Янауле. Шли быстро, добрались к обеду. Зерно сдали, но обратно идти сил уже не было. Свалились с ног прямо у ворот Заготзерно. Проходящие мимо люди, принимая их за попрошаек, давали монетки - по одной-две копейки.
А еще Шарифа апа помнит, как повезла целый воз лебеды в мельницу деревни Кирга Пермской области. Почти всю ночь перемалывала, а вышло муки – с килограмма. Семья выжила благодаря тому, что во дворе была корова. А еще у них была одна курица, чтобы спасти от морозов, ее держали в подполе. Но есть яйца не получалось: для продналога надо было собрать 100 штук в год. За радость было найти на поле гнилую картошку, из нее умудрялись даже пироги печь. Даже в день Победы, 9 мая 1945 года, они были на поле, выкапывали оставшиеся с осени в земле клубни. Там и услышали женщины радостную весть. Но вместо того, чтобы радоваться и ликовать, все, будто хором, заревели. Слишком много было потерь, боли и горечи…
И после войны вплоть до заслуженного отдыха Шарифа Гаяновна была рядовой колхозницей. Трудилась там, куда посылали. Судьбу свою связала с Фоатом Арслановым, работал он бригадиром, председателем сельсовета. Вместе прожили долгую жизнь, построили дом собственными руками. Вырастили и воспитали хороших детей – дочь и двоих сыновей. Радуют внуки и правнуки. Сегодня Шарифа апа окружена их заботой и вниманием. И говорит, что тогда, в годы военного лихолетья, даже мечтать не могла о такой жизни: чтобы дом был со всеми удобствами, теплый и уютный, чтобы еды было на столе много, чтобы пенсию приносили каждый месяц…
Фото Ильдара Шарипова.