В конце тридцатых годов прошлого века у границ СССР накопилось огромное количество военной техники Вермахта. Необходимо было укрепить оборону страны. С этой целью в глубоком тылу готовились запасные площадки для военных заводов и фабрик, аэродромов, места для эвакуации людей. Одним из таких мест стала и наша деревня Рабак, которая находилась вблизи железной дороги.
Летом 1939 года рядом с фермой между Рабаком и Верхней Барабановкой построили наблюдательную вышку высотой более 15 метров. Здесь решено было построить летную площадку для военного аэродрома. На вышке установили мощный прожектор, который освещал окрестность до железнодорожного полотна. Электроэнергию для него вырабатывал дизельный генератор.
С началом войны по решению особой комиссий при Совнаркоме БАССР в течение пяти дней в республике были сооружены несколько запасных аэродромов с землянками для летного состава. У нас тоже начались работы по приведению летных полей в должное состояние: расширение, укатка, перенос мешающих полетам столбов телефонной связи, спил деревьев и т.д. Осенью 1942 года на эту площадку прилетели два самолета. Вышедшие к людям военные попросили пригласить руководителей хозяйства и представителей соседней деревни Исеть. После короткой беседы с ними военные улетели.
На следующий день приехали землемеры. Руководил этой группой инженер Морозов из города Чернушка Молотовской (Пермской) области. Поселились они в Рабаке, работали с утра до ночи. Все данные наносились на карту. После завершения подготовительных мероприятий приехала бригада военных специалистов. Совместно с местным руководством разработали план застройки. Было мобилизовано все трудоспособное население округа - более тысячи человек. Одна бригада готовила бревна, другая доставляла на место стройки. За день вывозили до 15-20 куб. м. бревен. Все это происходило поздней осенью - под дождем и снегом. Женщины копали ямы, мужчины устанавливали столбы, натягивали колючую проволоку. По углам стоянки боевых самолетов устанавливались наблюдательные вышки для часовых. Вручную копали землянки, стены укладывали из бревен, крыши крыли соломой, а сверху засыпали землей. Полы были земляные, вместо кроватей - нары. Посередине землянок устанавливали печи, клали их местные печники Гайний Мадиев и Фахретдин Пакиев. Было построено восемь больших землянок. К весне аэродром полностью был готов к приему самолетов. Местом для приема пищи выбрали здание местного клуба. Все эти факты взяты из воспоминаний жителя д. Рабак Якова Гайниева.
До начала войны в Москве было насколько аэроклубов, где готовили курсантов-летчиков для дальнейшего обучения в военных училищах. Осенью 1941 года аэроклуб Дзержинского района был эвакуирован в п. Куеда Молотовской области. Техники, летчики и инструкторы прилетели на самолетах. Из письма Анны Шмельковой: «Перелет из Москвы до п. Куеды был очень тяжелым, под г. Горький попали под бомбежку. Мой самолет получил 43 осколочных пробоины. Пришлось ночью сделать вынужденную посадку на колхозном поле. Ночевали в сарае, было очень холодно. Утром, подойдя к самолетам, увидели ужасное зрелище: мы приземлились - кто у бороны, кто у плуга. Нас спас бог…» Курсанты, преподаватели, начальник клуба приехали на поезде. Начальником школы был подполковник Иван Кузнецов, 1902 г.р., участник Гражданской войны. Начальником летной части - подполковник Романов, начальником штаба – Цыбулин. В ноябре 1942 года были пересмотрены существовавшие программы теоретической и летной подготовки. Задачу подготовки курсантов на самолете УТ-2 было решено возложить на Школу пилотов первоначального обучения. В 1942 году по распоряжению Куединского РВК была сформирована 3-я авиаэскадрилья в Куеде количеством 11 экипажей ПО-2 (самолет, летчик, инструктор). Аэроклуб был переименован во 2-ю летную школу ВВС ММФ. К августу 1942 года школа располагала аэродромами в Куеде, Чернушке, Рабаке, Ершовке.
К весне 1943 года на летный аэродром прилетели первые учебные самолеты. Оборудование привезли по железной дороге и выгрузили на станции. Оттуда на лошадях довезли до места назначения. Командный состав расквартировали у жителя Рабака Петра Юсаева. Курсантов разместили по палаткам и землянкам. Одна из землянок служила командным пунктом, где разместились штаб, склад оружия и караульное помещение. Также была санчасть. Были организован караульный взвод и военный оркестр. Курсантов утром поднимали под звук военного оркестра, они строем бежали к речке умываться и по ходу делали зарядку. По воскресеньям возле деревенского клуба сельчане устраивали ярмарки: продавали яйца, молоко, шерстяные носки, сувениры. За год занятий на летных площадках школы зафиксировано 62 летных происшествия, в результате которых было разбито четыре У-2 и погиб один курсант. Трагедия случилась из-за сильного тумана: разбился тренировочный самолет, он упал в огород жителя д. Новая Кирга. По воспоминаниям очевидцев, курсанта величали Виктор Карпов, был он из Ленинградской области. Похоронили его на окраине леса возле летного поля с военным оркестром и оружейным залпом. На могиле посадили две ели. Сегодня там установлена мраморная плита с изображением взлетающего самолета.
Осенью 1943 года учебную часть перебросили на фронт. И летная школа в д. Рабак была закрыта.
Александр Гайсин, краевед.