+17 °С
Облачно
Подписаться на Я.Новости
Все новости
Атайсал
26 Октября 2021, 08:52

Его подвиг повторил Михаил Девятаев

О трагической судьбе нашего земляка Гафура Шарыгина

Его подвиг повторил Михаил Девятаев
Его подвиг повторил Михаил Девятаев

Что мы знаем о судьбе уроженца деревни Кичикир Гафура Шарыгина, чей подвиг 8 февраля 1945 года повторил легендарный Михаил Девятаев? Напомним, Михаил Петрович, будучи истощенным, полуживым узником лагеря смерти, угнал бомбардировщик со сверхсекретной базы нацистов и смог уйти от преследования пилотов немецких истребителей. Впоследствии получил звание Героя Советского Союза.

А что ждало Гафура Шарыгина по возвращении на Родину?.. Известно о нашем земляке, к сожалению, не так много. В 2012 году «ЯЗ» о нем уже рассказывали (небольшая статья вышла в №№177-178 от 15 сентября). Желание увековечить имя легендарного земляка проявили нынче родственники, а также курултай башкир Янаульского района. Сегодня в родной деревне готовятся к открытию мемориальной доски.

Кто же вы, Гафур Шарыгин?

В Кичикире никогда не забывали о своем герое. Как выяснилось, немало у Гафура Садришариговича и родственников. Вот что рассказал «ЯЗ» Рикаф Абдуллин, сын его родной сестры Минлетаскиры:

– У нашего деда Садрыйшарыги было двенадцать детей, выжили десять. На Великую Отечественную войну ушли пятеро сыновей: Сагыйт, Кави, Мавляви, Гафур, Хасип. Живыми вернулись двое, о судьбе одного из братьев ничего не известно. Гафур абый родился в 1915 году, окончил школу в селе Калегино Калтасинского района. Выучился в Бирской бухгалтерской школе. По возвращении его направили инспектором финотдела района, но он, ссылаясь на молодость, отказался от должности. До войны работал счетоводом в колхозе «Азат».

Следуя данным регистрационного бланка члена ВКП(б) (принят в мае 1942 года), «в 1936–1937 годах был курсантом 55-го отдельного танкового батальона, в 1937–1939 годы – курсант 25-й авиабригады, 1939-1940 годы – стрелок-радист 36-го авиаполка 25-й авиабригады». Служил на Дальнем Востоке, затем был переброшен на Северо-Западный фронт. В бой вступил стрелком бомбардировщика Пе-2.

«С боевого задания не вернулся экипаж Пе-2»

На дальнейшую судьбу нашего земляка проливает свет справка из Центрального архива Министерства обороны России, которую нам предоставил его сын Владимир Шарыгин (ныне проживает в г. Рыбинске Ярославской области). «Шарыгин Гафур Гариллович проходил службу в 72-м бомбардировочном авиационном полку с 8 марта 1941 года (приказ №  38 – объявлен список летно-технического состава 1 АЭ) по 8 августа 1942 года (приказ № 17 – исключен из списков части как погибший в должности воздушного стрелка-радиста в воинском звании «старшина»)», – говорится в документе. Далее отмечается, что «72-й БАП в течение дня 26.07.42 г. имел задачу, одиночными самолетами уничтожать переправу через р. Ловать у Рамушево и группой в составе самолетов Пе-2 бомбардировать войска противника и автотранспорт в Омычкино. В результате бомбардировки уничтожено: 7 автомашин и до 4-х отделений пехоты. Не вернулся с боевого задания самолет, экипаж: летчик командир звена лейтенант Козлов, штурман старший лейтенант Вандышев, стрелок-радист старшина Шарыгин». К слову, Рамушево – это село в Старорусском районе Новгородской области. Через этот населенный пункт в апреле 1942 – феврале 1943 гг. по дороге Старая Русса – Демянск проходил «Рамушевский коридор», связывавший демянский гарнизон немцев с основными силами противника.

На сайте «Авиаторы Второй мировой» есть и такая информация: «26.06.1942 г. в 15:55 звено Пе-2 из 72 бап (6 уаг, Северо-Западный фронт) с высоты 3000 м бомбило колонну автомашин в опушке леса 500 м сев.-вост. д. Н. Свинухово. Уничтожено 4 автомашины и отделение солдат». Экипаж указан в том же составе.

Немецкий плен

О том, что было после этого, стало известно только спустя годы.

– Отцом был отличным, как человек – замкнутым. Практически ничего не рассказывал о войне, – говорит Владимир Гафурович. – Редко раскрывался.

…Итак, командир погиб. Вандышев и Шарыгин долго блуждали по лесу. Не выдержав голода и истощения, боевой товарищ умер. Через несколько дней Гафур встретил пастушонка, который привел его к разрушенной избе. Территория оказалась оккупированной. Староста навел полицейских, а те привели немцев с собаками. Но Гафур успел спрятаться в русской печи. Обойдя дом и никого не найдя, враги развернулись и хотели уже уйти, но один из них заглянул в печь и обнаружил там человека. Гафура пытались вытащить, он сопротивлялся, тогда один из немцев выстрелил ему в бедро дважды. Окровавленного старшину избили и повезли в штаб, после допроса доставили в лагерь для военнопленных. Ранение в ногу привело к хромоте, но физическую работу он выполнять мог. Также Гафур Садришаригович рассказывал родственникам о том, что документы немцы у него не забрали. Чтобы сохранить партбилет, он отдал его работавшей на кухне русской женщине. Та при нем же его запрятала.

Как уже было отмечено, имеется регистрационный бланк члена ВКП(б), полученный из Российского госархива социально-политической истории. Партбилет Гафура Шарыгина (национальность – башкир, социальное положение родителей до и после 1917 года – крестьянские бедняки, после 1929 года – в колхозе и т. д.), принятого в ряды партии 11 мая 1942 года, значился под номером 4420020.

…Здесь, в лагере, он встретил односельчанина Шарифьяна Ахметова, который после очередного неудачного побега был избит и изранен, на работу ходить не мог, потому его и не кормили. Гафур умудрялся приносить ему еду, и односельчанин выжил. Забегая вперед, скажем, что он всю жизнь был благодарен своему спасителю. В лагере находился еще один житель Кичикира – Кашап бабай, которому Гафур тоже помогал, но ему не суждено было вернуться домой.

По словам Рикафа Абдуллина, многое Гафур рассказывал сестре, между ними была прочная духовная связь. В частности, он поведал о том, что немцы три раза заставляли его копать себе могилу. И каждый раз случалось что-то такое, что спасало ему жизнь. В последний раз могила была уже практически готова, и тут на велосипеде примчался посыльный с решением отправить пленника на военную базу, по другим рассказам – на курсы летчиков… Так он на военной базе начал обслуживать немецкие самолеты. Предложили пойти в разведшколу. Гафур отказался, оправдывая это хромотой. Но товарищи по плену намекнули ему, что нужно принять предложение немцев. Во второй раз он согласился. По его словам, обучение в разведшколе вела завербованная из СССР женщина. После курсов также обслуживал самолеты, уверенный в том, что все равно улетит домой. Гафур выбрал наиболее надежный бомбардировщик и тщательно следил за его состоянием. Здесь же встретил механика из Перми. К слову, после войны они встретились, долго сидели, разговаривали о тех временах.

– У фашистов был праздник. Самолет был заправлен. Благоприятнее случая для побега могло больше и не представиться. Отец предупредил двоих товарищей, чтобы были готовы к вылету. Дождались, пока немцы опьянеют, захватили самолет и стремительно поднялись вверх. Попытки немцев сбить бомбардировщик не увенчались успехом. Долетели до Ленинградского фронта. Папа стал просить посадку, делал это и по-русски, и по-немецки, – рассказывает Владимир Шарыгин.

Что ждало на Родине

Приземлиться ему позволили, но после посадки отдали в руки НКВД. Был арест, затем следствие. Красноречивее всех слов о судьбе советского летчика рассказывает справка с сайта жертв репрессий в СССР: «Гафур Гарипович Шарыгин (отчество указано такое – прим. ред.), 1915 года рождения, башкир, образование неполное среднее, член ВКП(б), стрелок-радист 72-го АП, арестован 23 мая 1944 года, обвинение – по статье 58-16, приговор – пять лет лишения свободы, реабилитирован 31 мая 1965 года (источник «Книга памяти Республики Башкортостан»).

 – Его с пристрастием допрашивали, отправили запрос и в Кичикир. А оттуда пришел ответ, что он сын муллы, мол, человек он ненадежный, – продолжает Владимир Гафурович. – Бумагу эту папа видел собственными глазами и даже подпись разобрал.

Когда допрашивающий чекист начал обвинять в предательстве, он схватил стул, на котором сидел, и кинул в него. Несколько суток его продержали по горло в холодной воде – выдержал, не давали спать, были и другие пытки, но признаний не добились. Так отца отправили в тюрьму города Рыбинска.

– В 50-м году папа познакомился с мамой Ниной Александровной, настоящей русской женщиной, уроженкой Мологи, той самой, которую называют еще «Русской Атлантидой» и Ярославским градом Китежем. Город был затоплен Рыбинским водохранилищем, – рассказывает Владимир. – В том же году они поженились. Работал отец сталеваром.

Горькая обида

Через пять лет каким-то образом нашелся когда-то спрятанный кухонной работницей партбилет. Тогда многие вопросы прояснились, Гафура Шарыгина освободили. Позднее он был реабилитирован и даже получил денежную компенсацию.

– Родители жили хорошо. Нас трое детей: я, Татьяна (к сожалению, умерла три года назад), Сергей. Я пошел в маму, Сергей похож на отца, – продолжает он. – Папа метра под два ростом, статный был. Нас в строгости держал. Зря не обижал и не баловал. Научил многому.

 – Правда ли, что он встречался с Михаилом Девятаевым? – спрашиваю у него.

– «Мы говорили с ним много» – это его слова. Но в точности ничего не могу сказать, – говорит Владимир Шарыгин. – Папа был очень замкнутым. В 26 лет попасть в плен и перенести такое… Рвался домой, на фронт. А получил срок. 9 мая на праздник, как бы его ни звали, не ходил. Был очень обижен.

Гафур Садришаригович, по словам сына, мечтал уехать в Янаул, купить домик и жить на родной земле. Часто говорил, что на Урале живут настоящие люди. Приезжал он в Кичикир нечасто. Иногда – всей семьей. Любил рыбачить, бродить по лесу, по полям, словно вбирая в себя силу родной земли. Но не суждено было сбыться его мечте жить здесь. В возрасте 66 лет скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронили Гафура Шарыгина в Рыбинске.

Много еще неизвестного в судьбе нашего земляка. Родственники, краеведы продолжают работать в архивах, стараясь пролить свет на неизвестные страницы из его жизни. Верим, что поиски приведут к новым открытиям и «ЯЗ» еще вернутся к этой теме.

Автор:Раушания Гарифуллина
Читайте нас: