Ринат Гарипов – юрист во втором поколении, его отец Флюр Галиевич, выпускник Свердловской юридической академии, был заместителем начальника отдела МВД по криминальной милиции. После окончания школы Ринат, не задумываясь, пошел в Юридический институт МВД Башкортостана, специальность по диплому – юриспруденция. Начинал трудовую деятельность следователем отдела МВД, затем налоговой полиции, далее - следователем по особо важным делам службы по контролю за оборотом наркотиков. С 2011 года он занимается адвокатской деятельностью. Накануне Дня юриста мы решили побеседовать с ним.
- Ринат Флюрович, в защите интересов граждан вы специализируетесь в одном направлении?
- Особенностью адвокатской деятельности в небольших населенных пунктах является отсутствие узкой специализации, приходится работать по всем отраслям права. Конечно, большая часть моего труда - уголовные дела, но есть и гражданские, и административные, и арбитраж. Защищаю интересы, как граждан, так и предпринимателей, и юридических лиц.
- В последние годы участились случаи телефонного мошенничества, приходилось ли вам защищать потерявших сбережения граждан?
- Да, конечно. Таких обращений немало, хотя должен признать, что многие пострадавшие от мошеннических действий не верят в возможность избежать бремени возврата долга, и терпеливо выплачивают оформленные на них мошенниками кредиты.
- А есть возможность помочь жертвам мошенников?
- Считаю, что есть, хочу это подтвердить примером. В 2024 году ко мне обратился гражданин У., который получил уведомление от банка о том, что нужно внести платеж за полученный кредит и начисленные проценты. Оказалось, что на нем числилась кредитная карта банка, которой он воспользовался в марте 2019 года, и после даже забыл о ее существовании. Взломав «Госуслуги» гражданина, мошенники взяли на его имя кредит на сумму 145 тыс. рублей. Далее мошенники действовали по известной схеме: убедили У., якобы, в его интересах, перевести деньги на безопасный счет. Для этого они позвонили ему, представившись, сотрудником «Госуслуг», и продиктовали действия, которые должен совершить. Далее поступили звонки якобы от Центрального банка России и ФСБ.
Когда У. понял, что попал в сети мошенников, обратился в полицию, где завели уголовное дело о факте мошенничества, признали У. потерпевшим, но вскоре дело приостановили в связи с неустановлением виновных лиц. В ноябре 2024 года мой подзащитный получил судебный приказ, согласно которому должен был внести в счет банка задолженность в размере 186096 руб. Потерпевший отказался выплачивать долг. Тогда банк обратился с иском в суд первой инстанции, который удовлетворил его требования. А наш встречный иск к банку о признании кредита недействительным был оставлен судом без удовлетворения. Не согласившись с решением суда, в октябре т. г. мы обратились с апелляционной жалобой в Верховный Суд РБ, который отменил решение суда первой инстанции, признал сделку У. и банка недействительной, а в удовлетворении исковых требований банка о взыскании задолженности к У. отказал.
- Счастливый для обманутого гражданина конец, к сожалению, так случается редко…
- В данном случае суд привел доводы о том, что с точки зрения добросовестности действий банка, он поступил недостаточно осмотрительно, подозрительность финансовых операций предполагала дополнительные меры предосторожности, однако банк их не предпринял. Судебная практика долго складывалась благоприятно для банков и неблагоприятно для граждан. Сегодня судебная система поворачивается лицом к пострадавшим от мошеннических действий гражданам. Кредитные договоры, которые мошенники оформляют на людей, признаются недействительными, а банки призываются быть бдительнее при выдаче средств.
Фото Рустама Сангова.