Все новости
Атайсал
26 Сентября 2021, 10:23

Винер Фаррахов: “Вот там и раскрыл секрет двух погостов в одной деревне”

Винер Фаррахов: “Вот там и раскрыл секрет двух погостов в одной деревне”
Винер Фаррахов: “Вот там и раскрыл секрет двух погостов в одной деревне”

Он изучает историю не только родной деревни, но и окрестных сел

Винер Фаррахов знает об истории родной деревни  Султыево, что в Янаульском районе, все. Ну или практически все. И он продолжает искать  новые загадки и ответы на них.

Как случилось, что человек, вся трудовая биография которого  (35 лет) связана с газовой отраслью, настолько сильно увлекся историей, краеведением?

 

«Знаете, с чего все началось? – вопрошает Винер Ирегович и, немного подождав, продолжает: - В 2006 году умер отец. Вот тогда я и задался вопросом: почему в Султыево два кладбища и оба - действующие. Населенный пункт-то не из крупных. Все это вылилось в годы исканий, работал в архивах, встречался с профессорами. Искал разгадки в научных и исторических книгах.

Так сложилось, что вскоре после смерти отца меня отправили в Уфу на курсы повышения квалификации. Вот тут-то я решил воспользоваться возможностью познакомиться с учеными, которых ранее видел только по телевизору. Так, первым делом раздобыл телефон Фирдаус Хисамитдиновой, известного лингвиста, профессора. Я, простой рабочий из провинциального городка, несмело так вошел в ее кабинет – она тогда работала директором  Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Говорю, мол, так и так, хочу заняться изучением своей родословной. Фирдаус Гильмитдиновна внимательно выслушала меня, после чего дала много ценных советов. К тому же сама позвонила в Башархив.

Так я познакомился с ученым-историком Раисом Кутушевым. И вновь был поражен простотой, великодушием и готовностью помочь. К слову, он меня напоил душистым чаем, угостил башкирским медом.

Мне посчастливилось встретиться и с известным ученым Анваром Асфандияровым. Для меня это тоже очень большой человек. Ранее о нем приходилось только слышать. Знаете, он тоже встретил, словно я был его давний знакомый, с широкой улыбкой. «Уважаю людей, которые занимаются изучением своих корней», - сказал Анвар Закирович, подарив свою книгу «История башкирских сел и деревень Янаульского района».

Открыл ее, а там… история Султыево! Вышел из кабинета Асфандиярова, словно человек, поймавший райскую птичку. Вот там и раскрыл секрет двух погостов в одной деревне.

Оказывается, было два населенных пункта: Султый и Верхний Малый Калмаш (в народе его называют еще Нарат асты),  следовательно, два кладбища».

Вот таким было начало пути в краеведение Винера Фаррахова.

С годами круг его знакомств стал еще шире, и при появлении того или иного вопроса он смело обращается к нашим ученым.

“Известно, что в восстании Е. И. Пугачева из Султыево участвовал 31 человек из ясачных татар, - продолжает Винер Ирегович. -  Следовательно, деревня возникла между 1763 и 1770 годами. Ясачные татары обосновались здесь «по договору из оброка» на вотчинной земле башкир Уранской волости. Житель этой деревни в качестве поверенного-доверенного лица от вотчинников башкир - Муса Абзаев вместе с таковыми из д. Уртаул, Янбарис, Малый Курган, представляющих 45 дворов, 2 марта 1784 г. оформили купчую на имя капитана Ф. И. Прагера о продаже «из жалованной предкам их вотчинной земли <…>, а именно: первая межа по течению речки Амзи правою стороною выше деревни из черемис новокрещен расстоянием с одну версту, где березовой мост и болото, и течение оного болота правая сторона, где тавреная сосна, а от оной сосны по речке Амзе до состоящего противу старой деревни Исенбаевой (ныне Мурзино Краснокамского района) большого моста, а от оного моста по большой дороге и до дороги же деревни Именликовой, и той дороги деревни Именликовой до вершины речки Сеит-Елги, и от оной вершимы лесом и от вершин ключей, например, верст с 6 прямо до натавреной сосны».

К слову, от старожилов приходилось слышать об этом капитане Прагере, мол, он после пугачевского восстания воспользовался ситуацией и купил земли практически за бесценок.

Он также оставил след как человек, построивший водяную мельницу.

Но вернемся к истории.

“ По статистическим данным получается, что в одной деревне первоначально жили башкиры и ясачные татары, хотя места их проживания имели свои обозначения. В 1775 г., например, в д. Верхний Малый Калмаш в 10 дворах проживали 58 башкир-уранцев, на окраине той деревни под названием Султыево - 144 тептяря из ясачных татар. В дальнейшем название ее Верхний Малый Калмаш в материалах ревизий не упоминается. Отныне в них речь идет только о Султыеве, - рассказывает он. -  Мой отец родом из Султыево, он из тептярей, знаю 12 колен своего рода, начиная от Ишмурзы Ишмакаева, родился примерно в 1710-1715 годах. Имя, как понимаете, башкирское. Так что, думаю, есть еще что искать. А мама моя родом из Кичикира, башкирка. По ее линии знаю десять колен.

Во время своих поисков я много разговаривал со старожилами, изучал надгробные камни, много времени провел в архивах. Благодарен Миннигали Надергулову, переводчику с арабского из того же Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН, документы пролили свет на многие мои вопросы.”

По словам В. Фаррахова, врагов народа в Султыево не было, а раскулаченные – да, были. Народ здесь издавна был единый, дружный, друг друга не выдавали.

Также по рассказам старожилов, на въезде в деревню стоял черный столб (кара багана).

- И что же он обозначал? – спрашиваю собеседника.

-То и означало: берегись, путник! Если кто-то богатенький застигнутый непогодой или темным временем суток останавливался здесь, его грабили, а концы в воду.

Добавим, что краевед достаточно изучил историю и соседних населенных пунктов. Он составил список участников Великой Отечественной войны из Янбарисово (а также из Султыево). Изучает историю Кичикира и Янбарисово. При этом сотрудничает не только с краеведами янаульскими, но и со всей республики и не только.

См. также

Султыевцы на сельском кладбище обнаружили невероятную находку

 

Винер Ирегович искренне радуется, что дочь Зульфия и сын Земфир поддерживают его увлечение краеведением, что у них тоже есть интерес к поискам.

Фото: Рустам Сангов/Янаульские зори

Автор:Раушания Гарифуллина
Читайте нас: